Э́лвис Ааро́н Пре́сли (англ. Elvis Aaron Presley; 8 января 1935, Тьюпело — 16 августа 1977, Мемфис) — американский певец и актёр, один из самых коммерчески успешных исполнителей популярной музыки XX века. Его известность настолько широка, что многие люди называют его лишь по имени — Элвис. С Элвисом Пресли также ассоциируется устойчивое словосочетание «Король рок-н-ролла» (в Америке зачастую просто «Король» — англ. The King). Занимает третье место среди величайших исполнителей всех времён и величайших вокалистов по версии журнала Rolling Stone. Является одним из самых продаваемых исполнителей, продав по всему миру 1 миллиард копий альбомов, уступив только The Beatles.
В ноябре 1948 года семья Пресли была вынуждена переехать в Мемфис (шт. Теннесси), где было больше возможностей для отца Пресли найти работу. Почти год семья жила в ночлежном доме. Потом они получили трехкомнатную квартиру в государственном жилищном комплексе. Именно в Мемфисе Элвис начал более осознанно интересоваться современной музыкой, по радио он слушал кантри, традиционную эстраду, а также передачи с негритянской музыкой (блюз, буги-вуги, ритм-н-блюз). Он также часто посещал кварталы Биль-стрит в Мемфисе, где воочию наблюдал игру чёрных блюзменов (так, например, Би Би Кинг знал Пресли, когда тот был ещё подростком) и бродил по негритянским магазинам, под влиянием которых у Элвиса выработался свой, ярко выделявший его стиль одежды. Пресли вспоминал «Я взял гитару, и наблюдал как люди на ней играют, и я научился немного играть. Но я был застенчивым и не хотел петь на публике». Когда в восьмом классе его учитель по музыке сказал ему, что у него нет способностей к пению, он принес свою гитару на следующий день и спел хит «Keep Them Cold Icy Fingers Off Me», в попытке доказать обратное. Маленький Пресли был застенчивым, поэтому над ним часто издевались. В 1950 году он начал ходить на занятие по игре на гитаре под руководством Джесси Ли Денсона, соседа который был на 2 с половиной года старше. Пресли и три других мальчика, в том числе два будущих пионера рокабилли, братья Дорси и Джонни Бернетты сформировали музыкальную группу которая играла в основном кантри. В сентябре 1950 года, он выступил в Государственном театр Лева[14]. Также Элвис принял участие в ежегодном фестивале "Humes’s Annual «Minstrel» в апреле 1953 года. Пресли никогда не получал музыкального образования и научился играть на слух. Он часто посещал музыкальные магазины с музыкальными автоматами. Он знал все песни «Hank Snow»и любил записей других таких певцов, как Рой Акафф, Эрнест Табб, Тед Даффан, Джимми Роджерс, Джимми Дэвис, Боб Уиллс.
Детство
Элвис Пресли родился 8 января 1935 года в Тьюпело, штат Миссисипи, в семье Вернона и Глэдис Пресли (близнец Элвиса — Джесс Гарон — умер вскоре после рождения). Семья Пресли была довольно бедная; положение усугубилось, когда отец будущего певца попал в тюрьму по обвинению в подделке чеков в 1938 году (он был освобождён лишь через два года). Элвис с детства рос в окружении музыки и религии: непременным было посещение церкви и участие в церковном хоре. Мать Пресли особенно следила за манерами сына, привив тому на всю жизнь исключительную вежливость и почтение к старшим. В 1941 году Элвис пошёл в школу. На одиннадцатилетие родители подарили ему гитару — взамен велосипеда, который семья не могла себе позволить. Вероятно, на такой выбор повлиял первый музыкальный успех Элвиса — за несколько месяцев до этого он получил приз на ярмарке за исполнение народной песни «Old Shep». Это было первое выступление Пресли.
В Мемфисе
«That’s All Right»
В августе 1953 года Пресли зашёл в Sun Records. Он записал два диска: My Happiness и That’s When Your Heartaches Begin. Позже он будет утверждать, что эти записи были предназначены запись в качестве подарка для своей матери, или просто для эксперимента. Отвечая на вопрос Мариона Кейскера в каком жанре он пел Пресли ответил: «Всех». Позже Филлипс записал его к себе на лейбл. Пресли хотел записать ещё один диск, но у него не получилось.
Пресли также прошёл прослушивание для местного вокального квартета, Songfellows. Он объяснил отцу: «Они сказали мне, что я не могу петь». Лидер Songfellow Джим Хэмилл также утверждал, что вариант с ним был отклонен, потому что он не продемонстрировал музыкального слуха. В апреле Пресли начал работать в Crown Electric Company в качестве водителя грузовика. Его друг Ронни Смит, сыграв несколько местных концертов с ним, предложил ему обратиться к Эдди Бонду, лидеру профессиональной группы Smith’s, который искал вокалиста. Бонд отверг его после того, как узнал, что он водитель грузовика и сказал, что Элвис никогда не станет известным певцом.
Филлипс тогда искал белого исполнителя с африканским голосом. Кейскер говорил: "Филипс сказал: « Если бы я мог найти белого человека, который бы пел как негр и чувствовал как негр, я дал бы ему миллиард долларов». В июне он приобрел демозапись Пресли, Without You. Пресли пришёл в студию, но не оправдал ожиданий. Несмотря на это, Филлипс пригласил гитариста Уинфилда Мура и басиста Билл Блэка, для записей.
На сессии Пресли сидел до полуночи. Когда они уже собрались идти домой, Пресли взял гитару и начал играть «That’s All Right». Мур вспоминал: "Вдруг, Элвис просто начал петь эту песню, а затем Билл и я начали играть с ним. Именно этот звук искал Филлипс. Эта песня стала популярной в Мемфисе. Слушатели начали звонить Филлипсу, желая узнать, кто певец. Некоторые жители даже считали исполнителя чёрным. Интерес был такой, что Филлипс крутил записи несколько раз в течение последних двух часов его шоу. В течение следующих дней, трио записало «Bill Monroe» и «Blue Moon of Kentucky». Филлипсу эти песни также понравились.
Первые синглы и выступления
Трио в первый раз публично играет 17 июля в «Bon Air club». В конце месяца, они играли в парке Overton Shell. Его быстрый ритм сразу понравился зрителям, они начали кричать в его адрес комплименты. По воспоминаниям Мура во время игры Пресли толпа превращалась в диких зверей. Пресли также говорил, что толпа шумела и кричала в его адрес похвальные слова. Вскоре после этого, Мур и Блэк согласились бросить свою старую группу, чтобы играть регулярно с Пресли. Боб Нил стал менеджером трио. С августа по октябрь они часто играли в клубе Eagle's Nest и вернулись на Sun Records для дальнейших сеансов записи[31]. По словам Мура его уверенность на сцене стала расти. 2 октября Пресли играл в |Nashville]]'s Grand Ole Opry. Джим Денни менеджер Opry сказал, что Пресли неплохой певец, но ему не нравится его программа. Через 2 недели после этого Пресли играл на шоу «Louisiana Hayride». Барабанщик DJ Фонтана принес новый элемент, дополняя движения Пресли акцентированными ударами. Вскоре после шоу Пресли продаёт свою гитару за 8 долларов и за заработанные деньги покупает новую. После этого он часто играет по субботам на шоу «Hayride», которое транслировалось в Техасеи Арканзасе.
Летом 1954 года также начались первые выступления Пресли, Мура и Блэка (на афишах они все вместе назывались «Blue Moon Boys»). Несмотря на провал в популярном радиоконцерте кантри-музыки «Grand Ole Opry» в Нэшвилле в сентябре того года, выступления «Blue Moon Boys» проходили с возрастающим успехом. Они много гастролировали по Югу, особенно по Техасу, иногда с ними ездили Джонни Кэш и Карл Перкинс, восходящие звёзды Sun Records. С октября 1954 года музыканты стали постоянными участниками субботних радиоконцертов «Louisiana Hayride», проходивших в Луизиане. Именно тогда родилась характерная хореография движений Пресли на сцене, — заключавшаяся в неистовом раскачивании бёдер в сочетании с эмоциональными движениями рук и тела, — вызывавшая беспрецедентное возбуждение публики.
Эти выступления, а также новые синглы способствовали росту известности певца на Юге США, а к концу 1955 года и в национальном масштабе (сингл «I Forgot To Remember To Forget» занял 1-е место в хит-параде категории кантри журнала «Биллборд»). Это привлекло внимание полковника Тома Паркера, делового южанина, опекавшего в то время звездукантри Хэнка Сноу. Паркер в течение года присматривался к Пресли, прежде чем заключил контракт с певцом в августе 1955 года на управление его делами (хотя формально прежний импресарио Пресли — Боб Нил — ещё год оставался его менеджером). Паркер понимал ограниченные возможности Sun Records и искал выход на крупные лейблы. Наконец, заинтересованность проявили RCA Records, 20 ноября 1955 года подписавшие контракт с Пресли. RCA также предусмотрительно выкупили весь каталог записей Пресли на Sun Records за 40 000 долларов, из которых 5 000 предназначались лично Пресли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий